Проектирование и оснащение студии звукозаписи во МГИК

Проектирование и оснащение студии звукозаписи во МГИК

Проект

Проектирование и оснащение современной многофункциональной студии звукозаписи и аудиторий для проведения учебных мероприятий с возможностью дистанционного обучения во МГИК (в рамках федерального проекта «Творческие люди»).

Информация о заказчике

Московский государственный институт культуры.

Исполнитель

«Корпоративные бизнес системы» (CBS) при участии ГК DIGIS (ЦС Проект).

Постановка задачи

Студия звукозаписи, действовавшая на территории МГИК до запуска проекта, использовалась в активном режиме и была востребована для решения различных задач, однако модернизировать ее в силу объективных обстоятельств было нецелесообразно. Поэтому перед интеграторами была поставлена задача создать «с нуля» современную студию звукозаписи, соответствующую актуальным нормам и требованиям, предъявляемым к пространствам такого класса.

Для реализации проекта заказчиком было выделено подвальное помещение с отдельным входом без какой-либо отделки и ремонта. Таким образом, важно было не только сформировать список необходимого аудиовизуального оборудования, но и сформулировать требования к оформлению и обустройству нужного по габаритам помещения для последующего исполнения строительно-ремонтных работ смежной строительной организацией.

Основная задача, которая должна решаться с помощью студии звукозаписи – профессиональная подготовка студентов отделения музыкальной звукорежиссуры. Исходя из поставленной задачи сформирован ряд требований к новому образовательному комплексу. После завершения обучения по своей специальности студент должен уметь:

  • правильно подбирать микрофоны под тот или иной инструмент или вокал;
  • правильно расставлять микрофоны под разные задачи;
  • владеть аудио-секвенсором «Pro Tools»;
  • владеть возможностями управления и обработки цифровых микшерных консолей, используемых во всем мире;
  • сводить аудио сигналы отдельных инструментов в единую музыкальную композицию в аудио-секвенсоре;
  • сводить аудио сигналы отдельных инструментов в единую музыкальную композицию на микшерной консоли в реальном времени;
  • уметь работать и разбираться в особенностях различных форматов аудио: стерео, 5.1.

Новый студийно-аппаратный комплекс Московского государственного института культуры должен отвечать сформулированным выше требованиям и решать соответствующие образовательные задачи.

Выполнение и особенности проекта

На первом этапе работ были определены оптимальные габариты помещения, а также сформулированы требования к энергоснабжению, тепловыделению, кондиционированию и т.д. На следующих этапах ключевое внимание было уделено выбору оборудования и оснащению пространства будущей студии. В процессе подготовки были выполнены акустический и электроакустический расчеты помещения путем моделирования с использованием специализированных программных средств, заданы правильные акустические свойства ограждающих конструкций (коэффициенты звукопоглощения и рассеивания), расположение источников звука и слушателей, проанализированы результаты всех проведенных расчётов.

На основе полученных данных следовало:

  • определить состав ограждающих конструкций, включая звукоизоляционные материалы;
  • разработать оптимальную форму помещения;
  • подобрать оптимальные отделочные материалы (как по эффективности, так и стоимости);
  • предоставить данные о месте размещения материалов и способах их крепления;
  • предоставить сведения о типах источников и месте их расположения с учётом диаграммы направленности.

Как правило аналогичные решения в профессиональной сфере заточены под узкий круг задач (например, исключительно под звукозапись музыкальных инструментов или вокала). Новая студия звукозаписи Московского государственного института культуры соответствует профессиональным критериям, но в первую очередь является образовательным комплексом подготовки специалистов широкого профиля в области музыкальной звукорежиссуры. Здесь можно не только учиться записывать различные инструменты и обрабатывать их в специализированном ПО, но и тренировать слух, изучать возможности оборудования, сводить в реальном времени звуковые дорожки в единый микс на микшерном пульте, имитируя условия концертно-зрелищного мероприятия.

Тон-ателье в студии звукозаписи спроектировано таким образом, что время реверберации и дуффозность звукового поля обеспечивают благоприятные условия как для записи вокала, так и для записи музыкальных инструментов. Инструменту хватает «воздуха», чтоб раскрыть все свои музыкальные свойства, а вокал при этом не приобретает излишнюю тембральную окраску от поздних отражений помещения. Студия с самого начала предлагает идеальные условия для создания качественного итогового «продукта», что является одним из самых важных факторов в работе над треком. Студия также оснащена микрофонами и микрофонными предусилителями мирового класса, что тоже крайне важно при записи образцовой музыкальной композиции.

Перечень выполненных работ:

  • проектирование (в т.ч. акустический и электроакустический расчеты);
  • поставка оборудования и материалов, включая специализированную мебель;
  • монтажные работы;
  • авторский надзор за выполнением работ по смежным разделам (в первую очередь – строительно-отделочные работы);
  • пусконаладочные работы;
  • обучение пользования комплексом и техническая поддержка;
  • гарантийное и постгарантийное обслуживание.

Использованное оборудование

В студийно-аппаратном комплексе при МГИК используется ряд профессионального аудио и видеооборудования от ведущих мировых брендов. Задействованные здесь решения применяются по всему миру и могут послужить крепкой основой для начала освоения профессии звукорежиссера.

Yamaha

Сердцем студии звукозаписи является профессиональная цифровая микшерная консоль Yamaha CL5. Это модель топовой серии, которая предлагает пользователям передовые технологии, возможность обновления и эталонное качество звука. К основным особенностям пульта можно отнести:

  • один из лучших интерфейсов управления и навигации по меню микшерной консоли;
  • большое количество необходимых функций – обработка звука, 24 шины посылов, 8 студийных плагинов, 46 эффектов;
  • большой сенсорный экран;
  • аналоговые порты – 8 входов и 8 выходов на разъемах XLR;
  • вариативность цифровых соединений – 3 слота для опциональных карт, встроенный Dante интерфейс, AES/EBU out, GPI, Wordclock (in/out), Midi (5-pin in/out), USB, LAN;
  • беспроводное управление с помощью компьютера или планшета.

В качестве блока модулей ввода/вывода аудиосигнала для работы с консолями Yamaha используется прибор Rio3224-D2 (32 аналоговых входа, 16 аналоговых выходов и 8 цифровых выходов протокола AES/EBU). Rio3224-D2 подключается через цифровой протокол Dante, обеспечивая высокую гибкость при настройке системы. Имеет два встроенных источника питания для повышенной надежности и буквенно-цифровой дисплей для визуального отображения состояния блока.

Apple

Все процессы записи и сведения осуществляются на рабочей станции, собранной на базе Macintosh, являющимся мировым лидером в области мультимедиа. Обеспечить выполнение всех поставленных задач позволяет высокопроизводительная модель MAC PRO 2019 рекового исполнения со следующими техническими характеристиками:

  • 3,5 ГГц 8-ядерный процессор Intel Xeon W, Turbo Boost до 4,0 ГГц;
  • 32 ГБ (4x8 ГБ) памяти DDR4 ECC;
  • Radeon Pro 580X с 8 ГБ памяти GDDR5;
  • 1000 ГБ SSD-накопителя.

Universal Audio и SPL

В звуковой комплекс входят высококлассные микрофонные предусилители:

  • Universal Audio 4-710d – четырехканальный ламповый и транзисторный микрофонный предусилитель и компрессор. Устройство во многом основано на известной технологии предусиления 710, поэтому каждый из четырех предусилителей можно использовать независимо друг от друга. Качественные цифровые выходы и возможность выбора типа усиления делают 4-710d по-своему уникальным прибором, который используют в студиях по всему миру.
  • Модель SPL GoldMike Mk 2 относится к микрофонным двухканальным предусилителям. Гибридное лампово-транзисторное решение отличается низким уровнем шума и богатым музыкальным окрасом лампового каскада. Для усиленного каскада задействована пара ламп ЕСС 83, каждый из двух каналов предусиления класса А функционирует независимо, что позволяет использовать их как раздельные монофонические приборы. Это снижает перекрёстные искажения и повышает ширину стереобазы при стереофонической записи. GoldMike Mk 2 показывает отличные результаты при записи вокала, хоров и акустических инструментов. Крайне низкий показатель собственного шума и особая теплота звучания прекрасно проявляют себя в цифровой записи.
  • Universal Audio Solo / 610 Classic Tube PreAmplifier & DI Box. Прибор UNIVERSAL AUDIO Solo/610 представляет классическое звучание ламповой консоли Putnam 610 в виде надёжного универсального микрофонного предусилителя и использует лампу 12AX7. Это устройство обеспечивает винтажную «теплоту» звучания микрофонного усилителя оригинальной консоли и своим фирменным звуком сможет украсить любой микрофон или инструмент. Форм-фактор Solo/610 позволяет разместить его в тон-зале или контрольной комнате.

В микрофонный парк вошли разные модели конденсаторных и динамических микрофонов. Например, ряд инструментальных микрофонов Sennheiser, Shure, AKG для подзвучивания барабанной установки, гитарных и басовых усилителей, духовых инструментов. Данные микрофоны обладают множеством различных характеристик, что позволяет студентам не только изучить отличия в цифрах спецификации, но и ощутить их на слух, научиться подбирать необходимый преобразователь звуковой волны в электрический сигнал под конкретную задачу.

SHURE

  • SM58 – вокальный динамический микрофон с кардиоидной диаграммой направленности;
  • B58А – вокальный динамический микрофон с гиперкардиоидной диаграммой направленности;
  • SM57 – инструментальный динамический микрофон с кардиоидной диаграммой направленности;
  • B57А – инструментальный динамический микрофон с гиперкардиоидной диаграммой направленности;
  • B91A – инструментальный конденсаторный микрофон пограничного слоя. Обычно используется для записи большого барабана;
  • B52A – инструментальный динамический микрофон с широкой мембранной;
  • SM81 – инструментальный конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности;
  • B98A - инструментальный конденсаторный микрофон с креплением на обод ударного инструмента;

Sennheiser

  • е904 - инструментальный конденсаторный микрофон пограничного слоя. Обычно используется для записи барабанной установки;
  • е614 - инструментальный конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности;
  • е914 - инструментальный конденсаторный микрофон с кардиоидной диаграммой направленности;
  • е901 - инструментальный конденсаторный микрофон пограничного слоя. Обычно используется для записи большого барабана.

AKG

  • D112MKII - инструментальный динамический микрофон с широкой мембранной. Обычно используется для записи барабанной установки;
  • C451B - стереопара инструментальных конденсаторных микрофонов;
  • C414XLS/ST - стереопара универсальных студийных конденсаторных микрофонов высокого класса.

Для записи вокала, шумового сопровождения к фильмам/мультфильмам и т.д. был подобран парк микрофонов премиум-класса с широкой мембранной фирмы Neumann. В линейке производителя представлены профессиональные решения, которые можно встретить практически в любой студии звукозаписи мирового уровня.

 Digis 03-12-35-59.jpg  Digis 03-12-23-08.jpg

Neumann

  • TLM103 Stereo Set – стереопара универсальных студийных конденсаторных микрофонов высокого класса;
  • U87Ai - стереопара универсальных студийных конденсаторных микрофонов премиального класса;
  • U67 Set - стереопара универсальных студийных конденсаторных микрофонов премиального класса;
  • KM184 Stereo Set - стереопара инструментальных конденсаторных микрофонов высокого класса.

Особое внимание было уделено подбору беклайна. Оборудование должно было быть «райдерным»: важно чтобы студенты, пройдя обучение в институте, уже умели работать с аппаратом, который встречается практически во всех клубах и театрах города.

В частности, здесь были использованы:

  • Барабанная установка премиум класса TAMA Starclassic в комплектации:
    • большой барабан – 22 дюйма;
    • альт-томы – 10 и 12 дюймов;
    • напольный том – 16 дюймов;
    • малый барабан – 14 дюймов;
    • тарелки ZILDJIAN K серии на 14, 16, 18, 20 дюймов;
    • набор стоек под тарелки и хай-хет, педаль для большого барабана, клемпы.
  • Басовый кабинет Hartke 4.5XL с усилителем Hartke Kilo1000.
  • Гитарный кабинет Marshall 1960AV с усилителем Marshall JCM900.
  • Гитарный комбоусилитель Fender Twin Reverb.
  • Клавишный инструмент KORG Grandstage 88.

Тщательно подбирались аксессуары для музыкантов: различного вида стойки для скрипок, духовых инструментов и гитар, пюпитры с подсветкой.

В контрольной комнате установлена система 5.1. В качестве акустической системы были выбраны громкоговорители GENELEC 8350BPM. Кабинет Genelec 8350АРМ состоит из НЧ-динамика диаметром 8” с конусом, а также ВЧ-динамика диаметром 1” с металлическим куполом, которые обеспечивают ровную АЧХ и широкий угол распространения звука. Оба динамика имеют неодимовые магниты, благодаря которым достигается минимальное влияние на окружающую технику, а также защита от перегрева. На тыловой панели АС располагается фазоинвертор, который обеспечивает более насыщенный нижний диапазон частот. Кабинет обладает магнитным экранированием для предотвращения негативного влияния сигнала.

К числу основных особенностей монитора Genelec 8350АРМ относится схема двойного усиления (bi-amp): это значит, что здесь отдельно усиливается сигнал на низкие/средние, и отдельно – на высокие частоты. В корпусе также разместился активный кроссовер с разделением на частоте 1,8 кГц. Суммарная мощность усилителей составляет 270 Вт (150+120).

В качестве сабвуфера был подобран GENELEC 7370AP - компактный активный сабвуфер, предназначенный для комплектации двух- и многоканальных аудиосистем, построенных на базе активных мониторов 80 серии. Сабвуфер оснащен низкочастотным динамиком диаметром 12 дюймов, помещенным в кабинет запатентованной конструкции Laminar Spiral Enclosure (LSE). Кабинет имеет высокую жесткость и практически свободен от собственных резонансов. Мощность встроенного усилителя составляет 400 Вт, в нем предусмотрены защиты от перегрузки, короткого замыкания и перегрева электронной схемы.

В качестве мониторов ближнего поля была использована модель S7R от бренда Quested. Имеет два усилителя класса AB, выдающих в общей сложности 190 Вт RMSЮ, а также характерную конструкцию с двумя фазоинверторами, направленную на подавление низкочастотных искажений. Мощный, нейтральный, четкий, аккуратный и компактный монитор превосходно подходящий для широкого круга музыкальных стилей от акустического джаза до House.

Студия также оснащена системой видеоотображения, которая обеспечивает возможность передачи видеосигнала с рабочей станции на ТВ-панель в тон-ателье. В частности, эта функция позволяет производить переозвучивание художественных и мультипликационных фильмов как на уровне дубляжа, так и в шумовом оформлении. Система видеоотображения выполнена на брендах Wyrestorm, Avonic и Philips. Была использована видеоматрица 4х4 для маршрутизации видеосигналов, мультивьювер для создания картинки в картинке, панели 32 и 49 дюймов и камеры для трансляции происходящего в тон-ателье в контрольную комнату и наоборот.

Итог

В сжатые сроки было проработано и реализовано решение по созданию студии, определены габариты помещения и выставлены требования к смежным разделам. В проектном решении были заданы характеристики, которые в последующем были подтверждены измерениями.

Весь комплекс задействованного звукового оборудования соответствует новейшим достижениям техники и требованиям в области музыкальной звукорежиссуры, что позволяет с уверенностью охарактеризовать общий уровень оснащения студии звукозаписи Московского государственного института культуры как очень высокий.

Кроме того, студия может использоваться как репетиционная база для студенческих групп. Поскольку центром системы является не контроллер, а полноценная цифровая микшерная консоль, студенты могут осваивать навыки работы звукорежиссера на концерте, не покидая помещения (с помощью так называемого «виртуального саундчека»).

Студийный комплекс основан на базе цифрового оборудования, которое опирается на принцип работы аналоговой схемотехники. В рамках обучения студент осваивает базовые основы строения звукового оборудования, что позволит впоследствии более уверенно применить теоретические знания на практике.